Сила воли и мотивация. Парадокс свободы выбора

Представьте, что покупателям в магазине предлагают попробывать на вкус 6 видов какого-то продукта и получить за это скидку. Согласно исследованию 2000 года из тех, кто попробует, каждый третий уйдёт домой с покупкой. Но что, если вкусов будет не 6, а 24. Казалось бы, продажи должны вырасти, но дело принимает слегка другой оборот. Ведь после дегустации всего 3% дегустантов решаются на покупку. Исследователей заинтересовал такой результат и на протяжении следующих лет они провели следующую серию экспериментов. Тенденция повторилась не только с едой.

Например Vangard – один из крупнейших инвестиционных фондов мира предлагал своим сотрудникам оформить пенсионный вклад. Оказалось, что если предложить 50 разных тарифов, то вклад оформляют на 10% меньше сотрудников, чем если предложить всего 5 тарифов. Люди недополучали 5000 долларов в год просто потому что не могли выбрать подходящий вариант. Но почему широкий ассортимент не только не облегчил клиентам жизнь, а наоборот сделал её сложнее. Ведь принято считать, что изобилие вариантов наоборот даёт нам больше свободы. А следовательно удовлетворения.

Заложники выбора

Как бы парадоксально это не звучало, но чрезмерный выбор скорее парализует, чем освобождает. Он сковывает нас неопределенностью перед огромной кучей возможностей. И даже если нам удаётся что-то выбрать, это не приносит радости. У этого есть 2 причины. Первая — это сожаление об упущенных возможностях. Допустим, вы оказались в числе тех 3 %, что всё же купили колбасу после дегустации. Открываете дома упаковку, отрезаете кусочки, пробуете, а на уме одна единственная мысль: «Лучше бы сервилат взял».

Ведь чем больше альтернатив, тем больше причин сомневаться в том, что Ваш выбор действительно хорош. Даже если Вы объективно купили идеальный продукт. Ещё одна причина это завышенные ожидания. Чем больше вариантов нам предоставляют, тем выше у нас требования. Мы ищем уже не просто продукт, а идеальный продукт. Барри Шварц в книге «Парадокс выбора» приводит такой пример: как-то раз он собрался за новой парой джинс, поскольку старые покупал во времена, когда ещё никакого выбора не было.

Болезнь современности

Барри пробыл в магазине целый час, лавируя между десятками пар. И в конце концов вышел в самых удобных и в самых красивых джинсах, какие только можно представить. «Но чувствовал я себя хуже» — признаётся он. Потому что в море вариантов он уже не мог искать просто пару джинс. Он искал идеальную пару. У него были очень высокие ожидания. Страх упущенных возможностей и завышенные ожидания — это мощные переживания, которые сопровождают нас каждый день. Современная жизнь доверху набита микрорешениями, каждая из которых требует времени и усилий.

Проблема в том, что каждый раз, когда Вы проявляете волю, отказываясь от одного в пользу другого, она тратится. Этот эмоциональный эффект в 2007 году открыл социальный психолог Рой Баумейстер. Он назвал его «истощением эга». Рой выяснил, что воля — это ограниченный ресурс. Чем чаще мы принимаем решения, тем меньше его становится. И тем больше мы устаём и раздражаемся. Мы истощаем силу воли, принимая решения. А в итоге становимся импульсивными или впадает в ступор.

Ограничь свой выбор

Таким образом мы становимся заложниками ситуации, когда выбор не предоставляет возможностей и не упрощает жизнь, а оказывает давление. Широкий выбор не только становится источников неудовлетворенности, но и делает нас безвольными. Стив Джопс, например, годами не изменял своему стилю в одежде, оставаясь верным своим джинсам и черной водолазке. Он сознательно ограничивал свой выбор в рутинных мелочах, чтобы сохранить силы для действительно важных решений. Кто знает, может быть он не смог бы сделать Apple самой дорогой компанией мира, если бы каждый день беспокоился, что ему надеть. Жизнь — это череда решений. Так что Вы будете выбирать? Одежду? Или способы изменить мир.

Оставьте комментарий