Как правильно учиться. Правильный способ познания

Сегодня мы поговорим о том, как нужно учиться. А конкретно обсудим, как происходит процесс познания. Если Вы смотрели фильм «Начало», то знаете, что «нельзя просто поместить идею кому-то в голову. Она просто не приживётся». Например, если я попытаюсь внушить Вам, что деньги не принесут счастья, вряд ли Вы резко действительно это поймёте. Но когда Вы разбогатеете и будете сидеть на куче денег, Вам в голову придёт мысль: «Деньги не сделали меня счастливым». Челюсть отпадёт и на Вас спустится прозрение: «Я всю жизнь занимался какой-то ерундой».

Как нас учат

И так с любым знанием. Пока не пощупаешь, не поймёшь по-настоящему. Это же можно сказать о процессе обучения. Нельзя просто положить в голову готовое знание. Его можно только родить внутри себя, сложить пазлы. Но что происходит в наших школах и ВУЗах? Приходит товарищ «учитель» и начинает надрываться, объясняя смысл формул. После такого чудесного объяснения ученики сдают экзамены.

Но где здесь процесс познания? Его нет. Именно поэтому мы очень скоро забываем всё, что выучили в школе. Это знание пытались поместить нам в голову. Тогда как нужно было научить нас мыслить. И самостоятельно искать ответы. Чувствуете разницу? Школа как бы пытается сказать тебе: «Деньги не принесут тебе счастье». А должна сделать тебя богатым, чтобы ты понял это самостоятельно. То есть процесс обучения — это процесс открытия новых знаний. А не получения информации. К счастью, тысячи лет люди знали, как организовать такое обучение. Римский философ Сенека сформулировал его просто: «Уча других, мы учимся сами». И современные учёные приходят к тому же выводу.

Как должны учить

В исследовании Стендфордского университета восьмиклассников разделили на 2 группы. И сказали им изучать биологию. Первая группа детей должна была обучить компьютер. Специально для этого разработали программу, которая могла учиться через общение. Вторая же группа просто готовилась к важному экзамену. В итоге дети, которые обучали компьютер проявляли больше интереса к материалу, лучше старались и глубже поняли материал. Похожие эксперименты были проведены ещё много раз. И всегда выяснялось, что когда мы пытаемся кого-то обучить, то сами быстрее и лучше узнаём тему. Учёные назвали это Эффектом Протеже. А теперь представьте, Вы приходите в школу или институт, но вместо того, чтобы получать знания в готовом виде, сами занимаете роль объясняющего. А учитель лишь задаёт правильные вопросы, указывая на дыры в Вашем знании.

Таким образом, ученик самостоятельно рождает в себе понимание темы. Поэтому, если Вы хотите чему-нибудь научиться, скажем английскому, представьте, что должны объяснить базовые правила полному профану. Который никогда не изучал английский. Или если нужно выучить математический анализ. Представьте, что объясняете слабому ученику смысл формул. Спросите себя, какие бы вопросы задавал ученик. Что ему может быть непонятно.

Делись знаниями — и обучайся сам

Это как если бы Вы зарабатывали деньги вместе с учеником, чтобы понять, что богатство не приносит счастья. Расскажу примеры из детства: когда мне было 2 года, папа учил меня писать. Он сказал: «Кирилл, напиши слово МАМА. И объясни, почему ты выбрал именно эти буквы.» Я несколько часов сидел перед азбукой, пытаясь понять, как я могу написать слово «МАМА», да ещё и объяснить это. Я ревел, злился на отца, на себя. Но в один момент — эврика. Я понял, как написать слово «мама». Это было очень давно, но запомнилось мне, как величайший прорыв самообразования. Первую книгу я написал в 5 лет.

Не ищите информацию, а учитесь думать. Не ищите учителем, который объяснит Вам всю мудрость мира, а сами станьте учителем. Как говорят в народе: «Пока объяснял — сам понял».

Оставьте комментарий