Эффект Розенталя. Тирания низких ожиданий. Ты всегда предвзят.

Представьте, что Вы учитель математики. Обучаете класс детей. И готовите их к Оллимпиаде. Однажды к Вам приходит группа исследователей, которые выясняют, что у некоторых учеников IQ выше, чем у других. Есть так же дети, у которых очень низкий IQ. Ну и все остальные — это что-то среднее. Вам вручают список и Вы продолжаете работу.

Но, несмотря на известные Вам теперь различия, уделяете всем детям одинаковое количество внимания. Через несколько лет учёные возвращаются и записывают результаты. Как и ожидалось у детей с высокими умственными способностями результаты были лучше. Идеальная посещаемость, достойные оценки и хорошие результаты на Оллимпиадах.

Эффект предвзятости

Ну что поделаешь, генетика! Но тут учёные сообщают Вам, что изначально они изменили результаты теста. Так называемые «одаренные» ученики — это на самом деле обычные дети. Но из-за предвзятости учителя, несмотря на все его старания, они достигли объективно лучших результатов. Это сейчас была не выдуманная история, а реальное исследование, проведённое в 60-ых годах Робертом Розенталем.

До эксперимента над детьми он проводил исследования на крысах. Однажды, например, студентам медикам, которые дрессировали крыс, он сказал, что одна группа крыс — это особые умные животные. Так называемые гении лабиринтов. А другая группа — тупицы лабиринтов. Конечно, это были абсолютно одинаковые крысы. Но в конце эксперимента выяснилось, что первая группа крыс, училась быстрее. Студенты сказали, что с гениями лабиринтов было легче работать, что эти крысы были более отзывчивы и приятны. Другими словами управленцы и авторитеты очень влияют на то, как будут развиваться окружающие их существа. Сознательно или нет, они создают те изменения, которых сами ожидают.

Лидеры влияют на подчиненных

Лидеры формируют реальность. Вот только смысл в том, что все мы в каком-то смысле являемся лидерами. Каждый из нас авторитет. Нет человека, чье мнение не имело бы значение. Например интерес к лекциям порождает интересные лекции. Задавая вопросы и проявляя внимание Вы внушаете учителю идею, что его материал интересен. И это делает его более чутким наставником. И увлеченным рассказчиком. Так кто в этом процессе лидер? Ученик или учитель? Оба. Мы взаимно создаём реальность друг для друга. Полное доверие к лидеру рождает более внимательный подход к управлению. Интерес к ученику создаёт его талант. А уверенность в чьем-то успехе делает его успешным.

Казалось бы это не совсем новая идея, но исследования, изучающие эффект Розенталя придают ей совсем другой смысл. Доверяй людям даже, если они сами себе не доверяют. И однажды ты обнаружишь себя в компании успешных и талантливых людей. Проблема в том, что мы крайне предвзяты от природы. Очень трудно поверить в кого-то, кто только начинает свой путь. Как можно представить, что неумелый, еле держащий кисть в руках, мальчик когда-нибудь станет гением искусства? Видя его неумелые попытки сейчас, скорее всего ты убедишь себя в обратном. И самое главное, убедишь в этом его самого.

А ты можешь быть не предвзятым?

Но если вырвать себя из предвзятости и инвестировать себя в окружающих людей, несмотря на страх разочарования, то Вы, возможно, дадите шанс новому Да Винчи. За каждым гением стоит поверивший в него человек. Роберт Таубэр в своей книге «Самореализующиеся пророчества» предлагает каждый день тренироваться в своих предположениях об окружающих людях. Следует выработать в себе навык чистого взгляда. Встретив нового человека нужно совершить сознательное усилие и убедить себя в том, что ты ничего о нём не знаешь. Неважно, как он одет, что о нём думают другие люди и какие у него успехи. Это чистый лист. Предположи, что общаешься с разумным, добрым и чистым человеком. И, возможно, он и правда таким окажется.

Оставьте комментарий